Обозначили грань закона
Комитет постоянных представителей стран Нашел вчера окончательно утвердил проект поправок к директиве 2009/73/Yes, регулирующей работу внутреннего европейского газового рынка. Изменения, одобренные послами, позволено назвать революционными, поскольку до сих пор настоящий закон применялся только в отношении газопроводов в лоне странами-членами ЕС.
Теперь же предлагается увеличить нормы Третьего энергопакета на все внешние трубопроводы, которые проходят объединение территории и территориальным водам Евросоюза. То лакомиться, деятельность компаний-операторов таких магистралей должна жить(-быть отделена от продажи и добычи природного газа. Подступ к мощностям внешних газотранспортных магистралей – не не в такой мере 50% – смогут получить и другие игроки. Тарифы нате транзит газа и эксплуатацию трубопроводов должны вводиться прозрачно и соответствовать европейским рыночным принципам.
На самом деле, это означает, что новые правила будут применимы ко по всем статьям европейским сегментам действующих и строящихся экспортных газопроводов России затем того, как поправки к директиве станут нормами закона. На этого документ еще предстоит одобрить в Европарламенте, избрание в который должны состояться в конце мая, а вдобавок в Совете ЕС. Измененная директива вступит в силу бери 20 день после ее публикации. Да у правительств стран ЕС будет 9 месяцев к внедрения новых норм в национальное законодательство.
Новая вид Газовой директивы может внести существенные коррективы в функция российского "Газпрома" в Европе. Монополист соответственно-прежнему не отказывается от планов достроить вторую ветку газопровода "Суровый поток" по дну Балтийского моря в Германию к 2020 году. В "Газпроме" рассчитывают, а после введения трубопровода в эксплуатацию общая внушительность "Северного потока" составит 110 млрд кубометров в годок, и тогда российская компания сможет свести к минимуму проезд по территории Украины или вовсе безлюдный (=малолюдный) использовать нашу газотранспортную систему (ГТС). Напомним, промежуток времени действующего транзитного контракта с НАК "Нафтогаз Украины" истекает 31 декабря 2019 годы. Решениями Стокгольмского арбитража определено, что единодушно договору "Газпром" ежегодно поставлен в необходимость прокачивать по украинскому газопроводу не не так 110 млрд кубометров или заплатить ради этот объем транзита. В прошлом году перевозка российского газа по ГТС составил примерно 87 млрд кубометров.
Новые нормы европейского закона, иначе) будет то их редакция со временем кардинально маловыгодный изменится, обяжут "Газпром" прийти на смену. Ant. оставить прежним оператора "Северного потока-2" в Нашел. Это значит, что "Газпром" с кого (следует отказаться от планов эксплуатировать трубопровод с подачи свою компанию Nord Stream 2 AG. Его газотранспортные авуары должны быть переданы в собственность другой компании-оператору (приблизительно называемый "анбандлинг"). Ее свободный статус предстоит подтвердить российскому национальному регулятору, а Еврокомиссии — протестировать и одобрить это решение.
Кроме того, "Газпрому" придется принести в жертву своим эксклюзивным правом на экспорт российского газа в Йес. Выполняя положения Газовой директивы, ему придется гарантировать равный доступ к европейским мощностям газопровода для того других игроков рынка. К примеру, их может заказать европейская компания, желающая закупать туркменский голубое топливо, но "Газпром" сохранит следовать собой право решать, прокачивать ли метан по территории России. Или же транзитные мощности пользу кого прокачки газа по европейской территории смогут приберечь конкуренты "Газпрома" в сегменте добычи — российские "Роснефть" и "Новатэк". Ежели эти нормы не будут выполняться получай практике, Европейская комиссия может ввести ограничения, запретив "Газпрому" эксплуатировать до 50% мощностей "Северного потока-2".
Как сговорившись документу, ответственность за применение европейских норм к внешним газопроводам хорошего понемножку нести страна ЕС, в которой расположена их "уровень входа". То есть, Германия присутствие согласовании со своим национальным отраслевым регулятором и подина контролем Еврокомиссии сможет заключать технические соглашения с оператором "Северного потока-2". Опричь того, все договора между немецкой в обход и "Газпромом" останутся в силе, а при этом "они должны совпадать положениям директивы". Германия получит вправду "обновлять, вносить замечания, адаптировать" приманка соглашения с Россией, касающиеся работы внешних газопроводов получай территории ЕС. Но эти процедуры "отнюдь не должны откладывать имплементацию директивы". Обаче, для того, чтобы Германия такое основание получила, эти полномочия ей сначала должна позволить Еврокомиссия, опираясь на регуляторные акты Третьего энергопакета. В некоторых случаях потребуется и утряска с другими странами Евросоюза.
Поле для маневра
Риск обойти новые положения европейского законодательства у Германии и России безвыездно же будет. Учитывая, что ранее в Сделал "не действовали особые нормы в отношении внешних газопроводов, странам-членам должна присутствовать предоставлена возможность ограничивать действие директивы", говорится в проекте документа. Отчисление предусмотрено для тех газопроводов, запуск "которых завершен к дате вступления директивы в силу". По-под эту норму попадает "Северный река-1", который заработал в ноябре 2011 годы. Принять решение о применении такого исключения ФРГ сможет по соответствующему запросу российской стороны.
Умерить действие положений Газовой директивы возможно и в отношении строящегося "Северного потока-2", а только в случае, если его запуск приставки не- нарушает конкуренцию на европейском рынке и безграмотный несет угрозу безопасности поставок топлива в Есть. Запрос об исключениях в отношении российского газопровода оказаться вынужденным будет рассмотреть немецкий отраслевой регулятор быть согласовании с ЕК.
Если решение будет позитивным, в таком случае европейская страна получит право заключить с третьей страной международное сделка, на которое не будут распространяться новые нормы закона Нашел. Но для этого немецкое правительство приходится получить от Еврокомиссии два разрешения – для проведение переговоров о заключении международного договора, а следом и на его подписание. На принятие решения у ЕК закругляйтесь три месяца, но этот срок может толкать(ся) продлен для получения и анализа дополнительной информации. В придачу того, Германия будет вынуждена согласовать фоб межправительственного соглашения с ЕК.
Помимо "Северного потока-2" у Европы трескать (за (в) обе щеки) и другие аргументы для того, чтобы законодательно обессилить влияние "Газпрома" на европейском газовом рынке. Третий рейх и Россия уже предпринимали попытку вывести изо-под действия норм Третьего энергопакета водогазопровод OPAL, соединяющий "Северный поток" с трубопроводом "Ямал-Старый Свет" (мощность 36 млрд кубометров в бадняк). Осенью 2016 года польская компания PGNiG, к иску которой присоединился спустя некоторое время НАК "Нафтогаз-Украины", оспорила вывод Еврокомиссии о том, что европейское законодательство невыгодный распространяется на трубопровод OPAL до 2033 возраст.
Но уже летом 2017 года Совместный суд ЕС отменил введенный ранее приказ на использование 40% мощностей этого газопровода "Газпромом". Весною прошлого года европейский суд отклонил и типа иск "Нафтогаза". Причины таких решений – чистяк нарушений Газовой директивы и антимонопольного законодательства Нашел. Но, если все же директива, регулирующая движение внутренних газопроводов, будет применима и к экспортным российским магистралям, у европейских компаний недавно возникнет обоснованный прецедент требовать ограничений на деятельности "Газпрома" на рынке.
Поменять "правила игры" Еврокомиссия пытается всё ещё с 2017 года, но в прошлом году текущий вопрос блокировали Австрия и Болгария, председательствовавшие в Совете Йес. Эти страны, наряду с Бельгией и Нидерландами, поддерживают цель "Северный поток-2". Его оппонентами являются Речь Посполитая, Словакия и страны Балтии, которые в расширении монополии "Газпрома" видят угрозу энергетической безопасности Yes и Украины.
В январе этого года главенствующая республика в Совете ЕС – Румыния – вынесла проект поправок к директиве возьми обсуждение. Для того, чтобы изменения в законы поддержала Франция, в нем появилась компромиссная местонахождение. В частности, о том, что нормы директивы неважный (=маловажный) распространяются на трубопроводы, по которым поставляется голубое топливо от месторождений (upstream pipelines). Это ведь означает, что если документ окончательно утвердят в нынешней редакции, дьявол не будет применяться к газопроводу Franpipe, обеспечивающему поставку газа ото норвежских месторождений во французскую газотранспортную систему. В результате 8 февраля Совет постпредов ЕС поддержал рассмотрение изменений в право, а 12 февраля проект правок предварительно согласовали ЕК и Европарламент.
Жизненность момента
Важно понимать, что новая чтение Газовой директивы ЕС не запрещает России налаживать "Северный поток-2". Но его включение в эксплуатацию будет возможен лишь с существенными ограничениями, ежели в Европе сочтут, что газпромовский проект противоречит их законодательству. По причине этому, НАК "Нафтогаз Украины" сможет натрясти время для того, чтобы привести близкие активы в соответствие с требованиями Третьего энергопакета. Ведь есть, передать ГТС новому независимому оператору, сертификация которого получит засвидетельствование Энергосообщества ЕС (анбандлинг). Это может вступить весомым аргументом для европейских покупателей российского газа, которые о ту пору будут более заинтересованы в его транзите за украинскому газопроводу после 2019 года.
Окромя того, неудобное для "Газпрома" европейское законы может ослабить позиции монополиста в ходе переговоров о заключении с Украиной нового транзитного контракта, действование которого завершиться 31 декабря. Пока "Газпром" считает, который его необходимо продлить без изменений, для невыгодных для украинской стороны условиях, игнорируя около этом решения Стокгольмского арбитража. В этот всемирный суд "Нафтогаз" летом 2018 возраст подал новый иск, в котором оценил поломка ГТС от запуска альтернативного российского газопровода в Есть в 12 млрд долларов.
Впрочем, повестка дня в самой Европе к лету изменится. По прошествии времени выборов в мае расстановка сил в Европарламенте, а позднее и конфигурация Еврокомиссии может кардинально отличаться через нынешней. Евросоюз будет занят решением внутренних политических вопросов, нежели может воспользоваться Германия, которая не собирается оставлять от российских энергетических проектов. Свою лепту могли бы сообщить США, которые системно выступают против усиления роли "Газпрома" для европейском газовом рынке, и обещали ввести санкции, поперек компаний, участвующих в строительстве "Северного потока-2". Же вопрос о том, решится ли Америка сверху такие действия в ближайшей перспективе, пока остается открытым.
https://www.rbc.ua/rus/news/direktivoy-trube-smozhet-novoe-zakonodatelstvo-1550706410.html